Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook подала в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) заявку на первичное размещение своих акций на бирже. Данного события ждали долго. IPO Facebook может побить все предыдущие рекорды по объему привлеченных денежных средств.
В мае 2011 г. после того, как на биржу вышла крупнейшая сеть деловых коммуникаций LinkedIn, финансовый директор Facebook Шерил Сандберг (Sheryl Sandberg) заявила, что аналогичный шаг с их стороны «неизбежен». В ноябре прошлого года руководящий состав Facebook продолжал держать в тайне предполагаемый срок выхода, а в минувшие выходные его раскрыл WSJ, который сообщил, что заявка будет подана на этой неделе.
В заявке указана желаемая сумма размещения в $5 млрд, но фактическая сумма, скорее всего, будет выше, полагает большинство экспертов. Как пишет WSJ, в ходе первичного размещения Facebook может привлечь до $10 млрд, что позволит оценить всю компанию в $75-100 млрд.
В случае если Facebook удастся привлечь $10 млрд, ее IPO станет крупнейшим на интернет-рынке за всю историю. Для сравнения, Google в 2004 г. привлек $1,9 млрд, благодаря чему стоимость компании была установлена в размере $23 млрд.
IPO могло быть проведено и раньше, однако основатель и глава сети Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) опасался, что его команда начнет думать о деньгах больше, чем о своей работе. У Facebook есть два типа акций — класса «А» (с одним голосом на акцию) и класса «B» (с 10 голосами). Самому 27-летнему Цукербергу принадлежит 28,2% акций класса «B». IPO может сделать его четвертым богатейшим человеком в США с капиталом в $28 млрд.
Между тем, заявка на IPO впервые раскрыла финансовые показатели Facebook. В 2011 г. выручка компании достигла $3,7 млрд. Рост выручки по сравнению с 2010 г. составил 88%. Прибыль в 2011 г. составила $1 млрд. По сравнению с 2010 г. рост данного показателя составил 65%. В 2010 г. компания заработала $606 млн.
Главным образом выручка Facebook состоит из оплаты за размещение на ее страницах рекламы (85% от общего значения в 2011 г). С продажи виртуальных товаров в прошлом году сеть получила 15% общей выручки. Кроме того, небольшая часть средств пришла от разработчиков приложений.
Рентабельность Facebook в 2011 г. достигла 27%, что чуть больше аналогичного показателя у корпорации Google (26%).
В заявке Facebook сообщается, что текущая аудитория зарегистрированных пользователей составляет 845 млн человек.